Управление туризма и внешних связей города Алматы

Телебашня – символ города


24.12.2018

"Телебашня – символ города", так о ней говорят во всех источниках. На территорию телебашни можно попасть только при наличии специального пропуска, так как объект является закрытым. Так, 21 декабря 2018 года Управлению туризма и внешних связей города Алматы и редакции Buro.247 удалось попасть в таинственную телебашню, в её заброшенные залы и на смотровую площадку.

История башни

Первая вышка появилась в Казахстане в 1958 году. Это была обычная металлическая конструкция (расположена она на улице Сатпаева). Затем в СССР встал вопрос об увеличении диапазона телетрансляций по всей территории страны. Тренд задала Останкинская телебашня в Москве с вращающимся на большой высоте рестораном. По тем временам это был архитектурный и инженерный шедевр, который привлекал туристов со всего Союза. Строительство же высотной телебашни в Алматы обсуждалось несколько лет. Изначально планировалось разместить ее за чертой города, на ровном ландшафте. Но по личной инициативе Д.А. Кунаева было решено построить башню на Кок-Тобе. Прежде всего из-за значительно увеличивающихся дальности трансляции и точности приема, но также и потому, что башня должна была стать своеобразной "точкой притяжения". Её должно было быть видно из любой точки в городе, кроме того – на подлете к городу из окна самолета. Еще на этапе планировки инженеры столкнулись с серьезными проблемами – высокая сейсмичность региона, рыхлый ландшафт и грунтовые воды. Для проектировки были приглашены три института (два московских и один алматинский). Чтобы нивелировать ветровые нагрузки и сейсмичность, фундамент пришлось погрузить на глубину 40 метров. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать, что основание башни сделали настолько тяжелым по отношению к самому стволу (то есть башня устроена по принципу неваляшки), что во время подземных толчков (Алматы находится в сейсмичной зоне), оно гасит все колебания.

Это можно видеть на примере пустого зала на втором этаже, который местные работники прозвали "мраморным". Здесь также планировалось построить ресторан, была продумана сложная система вытяжки, подогрев пола. В мраморном рисунке на полу можно разглядеть круги, на которые планировалось поставить столы. С двух сторон в зале находятся чешские витражи. С парадной стороны они выполнены в холодных синих оттенках, если продвигаться дальше, то можно наблюдать, как "мраморный" зал заполняет теплый желтый и оранжевый свет от второй половины витражей. Здесь изображены самые разные рисунки: животные, акыны, батыры на лошадях, женщины в традиционных казахских нарядах и самые разные абстракции. Советские художники-монументалисты старались всегда отражать местные особенности регионов в своем творчестве.

На стене башни, которая направлена в сторону города, установлена одна из самых масштабных мозаик в городе. Её длина составляет 20 метров, а высота – восемь. По слухам, её воздвигли в честь запуска космического корабля "Союз Т-12", отсюда и изображение космонавта и спутников. Однако точной истории происхождения мозаики никто не знает, её авторы неизвестны (местные художники говорили, что ею занималась специальная группа из Восточной Европы). Также в недрах башни расположена серия туннелей, которые по советской традиции ведут к бомбоубежищу. Работники между собой шутят, что если там потеряться, то вряд ли тебя когда-нибудь уже найдут.

Гонка с Ташкентом

Алматы и Ташкент долгое время боролись за звание "жемчужины" Центральной Азии. Противостояние выражалось в развитии инфраструктуры, спорта и даже в такой глупости, как высота телебашни. Строительство обеих башен началось приблизительно в одно время, но алматинцы оказались продуктивнее и были готовы сдать проект на год раньше. Строительство шло в атмосфере секретности, венцом конструкции должна была стать дополнительная секция шпиля башни, что сделало бы её немного выше ташкентской. Но когда Узбекистан прознал про новую секцию, было собрано экстренное заседание правительства. Было решено установить похожую секцию, которая сделала бы башню на три метра выше алматинской. Когда правительство Узбекистана отправило заявление в Москву, то наши рабочие уже монтировали антенну. Менять проект было поздно. Так ташкентская телебашня стала выше на три метра башни "Кок-Тобе" (однако по сей день, наша телебашня остается самой высокой в мире над уровнем моря: 1452 метра).

Из чего сделана башня

Здание, которое лежит у основания башни, выполнено из розового ракушечника. Классический для советской Алматы материал, который добывали в Мангыстау. Сама башня обшита специальными легковесными алюминиевыми панелями. Благодаря им удалось сохранить небольшой вес ствола башни, не теряя прочности. Ресторан на втором этаже выполнен в лучших традициях "дорогих" советских ресторанов. В интерьере использованы большие, тяжелые мраморные блоки, которые создают ощущение монументальности. А стены и потолок украшены рисунком с казахским узором, который напоминает о региональной принадлежности.

transmittingstation-koktobe-22_done.jpg
transmittingstation-koktobe--1_done.jpg


transmittingstation-koktobe--2_done.jpg

transmittingstation-koktobe-3_done.jpg

transmittingstation-koktobe--3_done.jpg

transmittingstation-koktobe-4_done.jpg

transmittingstation-koktobe-7_done.jpg

transmittingstation-koktobe-11_done.jpg

transmittingstation-koktobe-14_done.jpg

transmittingstation-koktobe-17_done.jpg

transmittingstation-koktobe-20_done.jpg


Возврат к списку